Ребенок от трех родителей: впервые в истории родился малыш, которому «исправили» гены. Один папа и две мамы

Возраст после двух лет нередко становится возрастом необъяснимого упрямства и негативизма. Это очень важный период в развитии малыша.

В период малыш осознает себя и стремится к самостоятельности. Он впервые открывает, что он - такой же человек, как и другие, например, как и его родители. Одним из проявлений этого открытия является появление в его речи местоимения «Я». До этого ребенок говорит о себе только в третьем лице либо называет себя по имени.

Новое осознание себя проявляется в стремлении подражать взрослым, имитировать их поведение и пытаться различными способами утвердить свое равенство с ними.

У ребенка начинает формироваться воля, которую называют «автономией» или независимостью. Дети не хотят испытывать излишний контроль со стороны взрослых и стремятся сделать самостоятельный выбор во многих, даже незначительных ситуациях.

Если родители заметили этот момент и поняли, что пора перестроиться и изменить прежнее отношение к ребенку, кризис трех лет может пройти достаточно гладко и безболезненно. В том случае, когда между родителями и ребенком до этого были теплые, дружеские отношения, а в семье царила доброжелательная атмосфера, родители даже удивятся, если им кто-то скажет, что их ребенок находится на сложном этапе развития. Но если родители не осознали, что прежние методы общения с ребенком уже не актуальны на новом возрастном этапе, то ребенок может превратиться в совершенно неуправляемого маленького тирана.

Ребенок начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. В этом возрасте у ребенка появляются новые любимые словечки и выражения «Я САМ», «НЕ ХОЧУ» и «НЕТ».

Малыш нередко действует наоборот: вы его зовете, а он убегает; просите быть аккуратнее, а он специально разбрасывает вещи. Ребенок кричит, может топать ногами, замахиваться на вас со злым, сердитым лицом. Таким образом, малыш проявляет свою активность, самостоятельность, настойчивость в достижении желаемого. Но умения для этого еще пока не хватает. Ему начинает что-то не нравиться, и ребенок очень эмоционально выражает свое недовольство.

Кризис может начаться уже с 2,5 лет, а закончиться в 3,5 - 4 года.

Родители в ужасе: с ребенком стало твориться что-то страшное! Частые истерики, порой на грани припадков: попробуй, не купи игрушку, падает на пол и орет как резаный! Невероятное упрямство, непослушание… «Слезь! Это мой стул, я на нем сидел!» - кричит папе, и в глазах неподдельный гнев. Что случилось с малышом? «Упустили момент, и у нас растет какой-то монстр!» - в тревоге констатируют родители. «Распустили донельзя!» - ворчат бабушки и дедушки.

«Ничего подобного, все в полной норме!» - утверждают детские психологи. Просто у ребенка - кризис трех лет, необходимый для его взросления как воздух. Именно на третьем году жизни малыш впервые настойчиво извещает нас: «Я сам! Я уже взрослый!».

Кризис трех лет должен состояться в жизни каждого ребенка обязательно. Если его нет, с малышом что-то не так. Кризис - это хорошо! Да, родителей ждет трудный период, но он определяет новую, очень важную ступень в развитии ребенка.

Подобных кризисов в жизни ребенка несколько, и каждый из них может стать созидательной и прогрессивной ступенью роста. Именно в три года важно поддержать стремление малыша к самоутверждению и взрослости! Если вашему малышу исполнилось два года: ждите кризис! Он будет нарастать постепенно, достигнет бурного пика - с теми самыми истериками и конфликтами, а потом сойдет на нет, став для малыша великой школой жизни.

Семь признаков кризиса трех лет.


Важно отличать нормальные проблемы роста от избалованности либо от капризов малыша, связанных с нехваткой маминой любви и тепла.

1. Негативизм . Ребенок дает негативную реакцию «нет!» не столько на действие, которое его просят выполнить, сколько на требование или просьбу определенного взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек. При этом ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, но может слушаться других.

На первый взгляд, кажется, что так ведет себя непослушный ребенок любого возраста. Но при обычном непослушании он чего-то не делает потому, что именно этого ему делать не хочется, например, ложиться вовремя спать. Если же ему предложить другое занятие, интересное и приятное для него, он тут же согласится.

Негативизм - акт социального характера: он более всего адресован конкретным людям. При резком проявлении ребенком негативизма общение с взрослым может приобрести крайнюю форму, когда на любое высказывание взрослого ребенок отвечает наперекор: «Ешь суп!» - «Не буду!», «Пойдем гулять» - «Не пойду», «Молоко горячее» - «Нет, не горячее» и так далее.

В три года ребенок впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. Поведение ребенка определяется не этим желанием, а отношениями с взрослым человеком. Мотив поведения находится уже вне конкретной ситуации. Помните: негативизм не является патологией или изощренным желанием ребенка досадить взрослому.

Конечно, негативизм - кризисное явление, которое должно исчезнуть со временем. Но то, что ребенок в 3 года получает возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а исходя из других, более сложных и стабильных мотивов, является важным завоеванием в его развитии.

Когда ребенку говорят «да», а он твердит «нет», малыш дает понять, что он имеет право на собственные взгляды и желает, чтобы с ними считались. Ребенок ведет борьбу за свою автономию, борьбу за свое право выбора, являющуюся совершенно необходимым условием для личностного развития. Наталкиваясь на категорическое неприятие такого поведения со стороны родителей, малыш оказывается в условиях, неблагоприятных для обретения опыта, жизненно необходимого для формирования его личности.

Если на данном этапе жизни «нет» маленького человечка полностью игнорируется взрослыми людьми, то мальчик или девочка могут извлечь для себя не лучший жизненный урок. Смысл этого урока сводится примерно к следующему: если хочешь быть хорошим, всегда нужно соглашаться с внешним мнением, особенно с мнением авторитетным. Приняв в раннем детстве такое решение, многие мальчики и девочки, радующие родителей и учителей послушанием, далеко не всегда могут сказать «нет», когда старшие товарищи предлагают им принять участие в неблаговидных поступках.

Взрослому, вызывающему у ребенка вспышки негативизма, следует проанализировать характер взаимоотношений с малышом. Быть может, он слишком требователен к ребенку, слишком строг с ним или непоследователен в своих поступках. Иногда взрослый, сам того не желая, может провоцировать вспышки негативизма. Это происходит тогда, когда используется авторитарная модель взаимодействия с ребенком.

Негативизм очень быстро может исчезнуть, если взрослые не будут пускаться в длительные споры с малышом, не будут пытаться «искоренить крамолу» в зародыше и настаивать на своем. При этом негативизм можно превратить в игру, обучающую малыша выражать свои желания и намерения иначе. Можно, например, сыграть в игру «Не хочу». Причем роль непослушного ребенка могла бы сыграть мама. И тогда ребенку самому придется найти правильное решение для «капризной маленькой мамы», подсказав тем самым, как лучше всего себя вести.

На этом примере хорошо видно, что правильная позиция родителей, безусловно, важна. Но важны и приемы, с помощью которых они могут «с честью» выйти из сложной ситуации во взаимоотношениях с ребенком.

2. Упрямство . Малыш настаивает на чем-то только потому, что он сам это предложил.

Купи шарик!

Мама покупает, но через минуту шарик уже не нужен.

Купи машинку!

Она тебе точно нужна?

Через минуту интерес к машинке пропал, и она валяется без колес. Объяснение простое: на самом деле ребенку и шарик, и машинка не интересны, но ему важно настоять на своем. Если мама не купит - истерика! Но упрямство нужно отличить от настойчивости: в другие моменты машинка представляет настоящий исследовательский интерес, и ваш малыш будет долго с ней играть.

Упрямство - это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему это очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым. Он требует, чтобы с его мнением считались. Его первоначальное решение определяет все его поведение, и отказаться от этого решения даже при изменившихся обстоятельствах ребенок не может.

Упрямство - не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямство отличается от настойчивости тем, что упрямый ребенок продолжает настаивать на своем решении, хотя ему этого уже не так сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось.

Отечественные психологи приводят такой пример упрямства: «Бабушка просит трехлетнего Вову съесть бутерброд. Вова, играющий в это время с конструктором, отказывается. Бабушка просит его снова и снова, принимается уговаривать. Вова не соглашается. Бабушка подходит к нему через сорок минут и опять предлагает съесть бутерброд. Вова, который уже проголодался и не прочь съесть предлагаемый бутерброд, грубо отвечает: «Сказал - не буду есть твой бутерброд! Ни за что не буду!» Бабушка, расстроившись и обидевшись, начинает отчитывать мальчика: «Так с бабушкой нельзя разговаривать. Бабушка старше тебя в двадцать раз. Я лучше тебя знаю, что тебе надо есть».

Вова опускает голову вниз, ноздри его шумно раздуваются, губы плотно сжаты. Бабушка же, увидев опущенную голову внука, думает, что она «победила», и уже благодушно спрашивает: «Ну что, Вова, будешь есть бутерброд?» Вова вместо ответа кидает на пол детали конструктора, топчет их ногами и кричит: «Не буду, не буду, не буду есть твой бутерброд!» Он плачет от того, что, давно уже хочет есть, но не знает, как достойно выйти из создавшейся ситуации и отказаться от своего слова.

Взрослые, которые находятся рядом с ребенком в такой момент, должны научить малыша, как можно поступить в этом случае, а не загонять его в угол своими требованиями. Конечно, бабушка может «выиграть битву», заставив ребенка сделать то, что она требует. Но лучше взрослому не вставать на позицию «кто кого». Это приведет только к усилению напряжения и, возможно, к истерике ребенка. Кроме того, ребенок может усвоить неконструктивную манеру поведения взрослого, и сам будет действовать подобным образом в дальнейшем.

Как правильно вести себя с упрямым ребенком?

  • Проявляйте чуткость. Поменьше вмешивайтесь в действия ребенка, не торопите его. Порой маме бывает что-то удобнее сделать за ребенка, например, одеть, накормить, убрать и т.д., но не спешите. Пусть он одевается и раздевается в свое удовольствие, убирает рассыпанные игрушки и причесывает себя перед зеркалом. Наберитесь терпения. Этот период в отношениях с ребенком является не только его болезнью роста, но и экзаменом для взрослых.
  • Будьте более гибкими и находчивыми. К примеру, ребенок отказывается кушать, хотя вы точно знаете, что он уже должен порядком проголодаться. Не упрашивайте его. А, например, накройте на стол и посадите рядом игрушку. Изобразите, будто она пришла на обед, и просит малыша, как взрослого, попробовать, не слишком ли горячий суп, и покормить ее. Результат бывает потрясающий: многие дети, увлекшись игрой, садятся рядом с игрушкой и как-то незаметно для себя вместе с ней съедают содержимое тарелки.

Или еще пример: «Не буду надевать варежки (снимать пижаму, мыть руки и т.д.!» Родитель может спокойным голосом сказать: «Да, конечно, я тебе НЕ РАЗРЕШАЮ надевать варежки на прогулку (снимать пижаму до обеда, мыть руки с мылом и вытирать их полотенцем)». Ребенок обычно сразу начинает надевать варежки, снимать пижаму и т.д. Вот такие «маленькие хитрости», позволяющие не доводить общение до конфликта!

  • Трехлетние дети ожидают от близких людей признания своей независимости и самостоятельности. Поэтому расширяйте права и обязанности малыша. Позволяйте ему в разумных пределах проявить свою самостоятельность.

Ребенку хочется помочь маме навести порядок, - отлично! Дайте ему в руки тряпку, веник или пылесос и не забудьте о похвале. Если родители в этот период начинают предоставлять малышу больше свободы, то этим они поддерживают его новое представление о себе и приучают различать те области жизни, в которых он действительно может вести себя почти как взрослый, и те, в которых он пока еще остается маленьким ребенком, нуждающимся в помощи и руководстве.

3. Строптивость . Малыш вдруг восстает против обычных дел, которые раньше выполнял без проблем. Категорически отказывается умываться, есть, одеваться. Например, ребенок уже умеет кушать ложкой, но он может наотрез отказываться есть самостоятельно.

В отличие от негативизма, строптивость направлена не на человека, а против прежнего образа жизни, против тех правил, которые были в жизни ребенка до трех лет. Строптивость выражается в своеобразном детском недовольстве, вызывающем реакцию, которой ребенок отвечает на все, что ему предлагают и что делают. Авторитарное воспитание в семье, когда родители часто используют приказы и запреты, способствует яркому проявлению строптивости.

От обычной недостаточной податливости ребенка строптивость отличается тенденциозностью. Ребенок бунтует, его недовольное, вызывающее поведение тенденциозно в том смысле, что оно действительно проникнуто скрытым бунтом против того, с чем ребенок имел дело раньше.

Очень часто родители трехлетних детей жалуются на то, что ребенок вдруг начинает проявлять свою самостоятельность. Он кричит, что сам завяжет шнурки, сам нальет в тарелку суп, сам перейдет через дорогу. Причем, зачастую он не умеет этого делать, но, тем не менее, требует полной самостоятельности.

Родители в зависимости от ситуации, от индивидуальных особенностей ребенка, от семейных традиций, могут решить проблему разными способами: отвлечь ребенка, уговорить его, позволить ему действовать самостоятельно. Но если это действие опасно для жизни и здоровья малыша, взрослые должны обязательно запретить ребенку делать это (например, переходить дорогу, включать газ).

4. Своеволие . Теперь всегда на первый план выходит то самое, до боли знакомое, «Я сам!». Он норовит делать сам все, что умеет и не умеет. Многое пока не получается, он понимает, что нужно обратиться за помощью к взрослому, но гордость не позволяет, ведь он и сам уже взрослый! Бедного маленького человека раздирает внутреннее противоречие: и сам не могу, и просить взрослых не могу. Конфликт, горе, истерика, рев…

5. Протест, бунт . Малыш со всеми идет на конфликт, причем родителям кажется, что он злостно издевается над ними. Бросает игрушку:

Подними, я не могу! - командует маме.

Нет уж, сам подними.

Не могу-у! Ты подними! - и истерика.

6. Обесценивание . Демонстративно ломает игрушки, выворачивает косметичку и рисует лучшей маминой помадой по стенам. Может обзываться, ввернуть в речь грубые и даже матерные слова, услышанные где-то. Психологи объясняют: тем самым он напоминает: «Я здесь главный!».

Что обесценивается в глазах ребенка? То, что раньше было привычно, интересно и дорого. Трехлетний ребенок может отбросить или даже сломать обожаемую игрушку (обесцениваются любимые в прошлом вещи). Такие явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.

7. Деспотизм и ревность .

Я сказал, что папа будет сидеть на этом стуле, а не в кресле!

Попробуй папа пересесть - истерика! Если в семье есть другие дети, маленький деспот будет назло выбрасывать их игрушки, сталкивать «соперника» с маминых коленей.

В семье с единственным ребенком часто может проявляться деспотизм сына или дочери. В этом случае малыш, во что бы то ни стало, хочет добиться, чтобы исполнялось любое его желание, он хочет стать «господином положения». Средства, которыми он будет пользоваться в этом случае, могут быть, самыми разнообразными, в зависимости от «слабого места» в поведении родителей.

Если в семье несколько детей, этот же симптом можно назвать ревностью. Ребенок вынужден делить власть над окружающими с братом или с сестрой. Такое положение его не устраивает, и он борется за власть изо всех сил. Ревность может проявляться открыто: дети часто дерутся, ссорятся, пытаются подчинить себе соперника, показать, что один из них лучше, «главнее».

Чтобы не произошло подобного, родители должны более чутко относиться к потребностям каждого ребенка в семье. Иногда лучше отложить какие-то домашние дела, но обязательно в течение дня уделить хотя бы несколько минут безраздельного внимания каждому из детей, какого бы возраста они ни были. Любой ребенок нуждается в том, чтобы мама или папа в течение, пусть самого непродолжительного, времени «принадлежали» только ему одному, когда не надо делить родительскую любовь с кем бы то ни было.

Таковы основные симптомы кризиса трех лет. Нетрудно видеть, рассмотрев эти симптомы, что кризис проявляется главным образом в таких чертах, которые позволяют распознавать в нем как бы бунт против авторитарного воспитания, это как бы протест ребенка в логике «Нет!». Это протест маленького человека, требующего самостоятельности, переросшего те нормы взаимодействия и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте.

Все симптомы находятся вокруг оси «Я» ребенка и окружающих его людей. Эти симптомы говорят о том, что изменяется отношение ребенка к людям, окружающим его, или к собственной личности. В общем, симптомы, взятые вместе, производят впечатление эмансипации ребенка: раньше взрослые его «водили за руку», а теперь у него появилась тенденция «ходить самостоятельно». Появляется личное действие и сознание «Я САМ», «Я ХОЧУ», «Я МОГУ», «Я ДЕЛАЮ» (именно в этот период многие дети начинают использовать в речи местоимение «я»).

Кризис трех лет (как, впрочем, и любой другой кризис) будет протекать остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать изменений, происходящих в ребенке, если родители, во что бы то ни стало, стремятся сохранить прежний характер взаимоотношений в семье, который ребенок уже перерос. В этом случае взрослые пытаются сдержать активность и самостоятельность своего чада. Результатом же может стать только нарастающее взаимное непонимание, частые конфликты.

Кризис третьего года жизни - это период, когда ребенок впервые начинает осознавать: он подрос и тоже уже кое-что собой представляет, может влиять на других людей и обстоятельства, сам решать, как ему поступать, что он хочет и не хочет. Он чувствует себя большим человеком и требует соответствующего отношения и уважения! А мы, родители, по-прежнему диктуем и командуем - что надеть, когда есть и спать, чем играть и что делать. Потому и рождается бунт: я все решаю сам! Причем завоевание права на самоопределение проходит не только в борьбе с взрослыми, но и с самим собой.

Родителям бесконечно тяжело выдерживать упрямство, крики, истерики. Но помните: вашему малышу самому гораздо тяжелее в этих своих противоречиях! Он не осознает, что с ним происходит, и не властен над своими эмоциями, буря настигает его изнутри. Вот так в муках происходит становление психики.

Пик кризиса - истерики. Причем если до двух лет они тоже порой случались, но были связаны с переутомлением, и значит, нужно было успокоить и помочь, то теперь истерика стала инструментом манипуляции. Ребенок как будто испытывает родителей (не специально, конечно!), поможет ли такой метод добиться своего желания или нет. Кстати, истерики требуют зрителей - вот почему малыш так любит устроить сцену в магазине, на детской площадке или прямо посреди городской улицы.

Кстати, кризис трех лет похож на подростковый кризис. И от того, насколько мудро поведут себя родители, в большой степени будет зависеть, каким будет подростковый период - тяжелой катастрофой с дурными компаниями и мамиными слезами или благополучным, пусть и трудным, обретением взрослости.

Как себя вести, чтобы победителями вышли все?

  • Сменить тактику и стратегию общения с ребенком: пора признать, что он взрослый (ну, почти), уважать его мнение и стремление к самостоятельности. Не надо делать за ребенка то, что он может сделать сам, пусть как можно больше пробует - все, что не опасно для жизни: моет пол, накрывает на стол, стирает. Ну, развезет воду, разобьет пару тарелок - не велика потеря… Зато сколькому он научится и как сможет самоутвердится!
  • Постоянно предлагать выбор (либо иллюзию выбора). Скажем, мама знает - пора на прогулку, и предлагает: «Костик, мы гулять пойдем пешком по ступенькам или на лифте?». (Варианты: В черной куртке или зеленой? Ты есть будешь борщ или кашу? Из тарелки с цветком или с машинкой? Ложкой или вилкой?).
  • Не заставлять, а просить помочь: «Сережа, переведи меня за руку через дорогу, а то мне страшно». И вот уже сынок крепко цепляет маму за руку - ситуация под контролем и без конфликта.
  • Необходимо рассчитывать, что ребенку на все надо больше времени, чем взрослому, ведь у него пока другие тип нервной системы и ритм жизни. Скажем, маме надо несколько минут, чтобы одеться самой и одеть ребенка, но ведь он теперь одевается сам - значит, начинать процесс надо на полчаса раньше.

Все это поможет предотвратить истерики. И все же они неизбежно случаются, причем очень часто на людях. Что делать тогда?

  • На ультимативное требование ребенка говорим твердое и жесткое «Нет!». И отворачиваемся. Главное, сохранить внешнее спокойствие и бесстрастность - как бы тяжело это ни давалось. Малыш кричит, падает на пол, стучит ногами, прохожие смотрят осуждающе… Придется потерпеть. Пойдешь на поводу, и истерика станет у ребенка привычным инструментом манипуляции родителями.
  • Если маленький строптивец демонстративно упал в лужу или на проезжую часть, берем в охапку, переносим в безопасное место и кладем, как взяли - пусть там покричит. Увы, увещевания в такой момент могут не помочь, придется просто подождать, когда буря минует.
  • Создать приятные перспективы - иногда это тоже помогает успокоить. Например, мама говорит: «Коля, ты раскричался, потому что очень хотел посмотреть мультик. Но сейчас мы пойдем покупать хлеб. По пути купим фломастеры, будем рисовать».
  • Наконец малыш успокоился. Заодно понял, что метод не работает. Не критикуйте его: «Чего ты орал, мне стыдно, на тебя люди смотрят…». Лучше скажите с горечью: «Мне очень неприятно, что получился такой крик…» или «Я так сердита на то, что произошло, что мне прямо самой кричать хочется!». Такие фразы учат ребенка выражать свои эмоции. Позже он тоже будет говорить примерно так: «Мне обидно, что ты не заметила моих стараний!». И самому легче, когда проговоришь чувства, и другим понятно, каковы причины вспышки.

Типичными ошибками родителей в период кризиса трех лет их ребенка заключается в отсутствии у них твердой позиции, четкой определенности, чего и как требовать от ребенка, как именно учитывать особенности данного возрастного этапа. Часто разные члены семьи не могут договориться друг с другом о принципах воспитания, что создает дополнительные трудности. Ошибочен также подход, требующий от ребенка полного повиновения родителям и ломающий при этом его волю. Последствием типичных родительских ошибок становится формирование «порочного круга»: ошибки «подстегивают» негативные эмоции ребенка, а их увеличение приводит к увеличению растерянности родителей, неуверенности в себе, к эмоциональным срывам.

Правильные действия родителей подразумевают понимание поведения ребенка, смысла его поступков. Они опираются на четкую позицию, определяющую, когда, как и на чем настаивать, с чем в поведении ребенка мириться, какие воспитательные приемы полезно использовать.

Чтобы удачно миновать кризис трех лет, надо помнить о принципах: твердость в намерениях, но гибкость в действиях . При этом важно учитывать индивидуальные особенности малыша. Полезно иметь в запасе различные педагогические приемы, позволяющие родителям помочь своему ребенку успешно миновать кризис и взойти на новую возрастную ступень развития личности.

вот здесь куча интересных статей! - http://www.gromootwod.ru/crisisofthirdyear

На прошлой неделе все мировые СМИ облетела новости: еще пять месяцев назад в Мексике у иорданской пары и женщины-донора из США родился общий ребенок. Это не привычное многим донорство яйцеклетки или суррогатная беременность - впервые малыш унаследовал гены сразу трех родителей. Как это может быть?

Вспомним основы биологии

Итак, наш организм состоит из клеток, а внутри клеток есть ядро. Именно там содержится ДНК - наш генетический код, который определяет все - от роста и цвета глаз до вероятной продолжительности жизни и склонности к различным заболеваниям.

Но это не единственная ДНК, которая содержится в нашей клетке! Внутри каждой клетки животных, растений, грибов есть еще митохондрии, «энергетические станции» нашей клетки, отвечающие за окисление органических соединений и использование освобождающейся при их распаде энергии.

Согласно наиболее распространенной теории, три миллиарда лет назад митохондрии были обычными бактериями, но в какой-то момент попали внутрь клетки будущего ядерного организма. Сотрудничество оказалось настолько «взаимовыгодным», что этот механизм унаследовали практически все живые существа на Земле. А митохондрии в наших клетках унаследовали от своих далеких предков собственный геном.

Что именно кодирует митохондриальная ДНК? Немного. 16565 пар нуклеотидов в 37 генах кодируют белки (13 генов), транспортную РНК (22 — гена) и рибосомную РНК (2 гена). Это меньше тысячной доли человеческого генома! И все же - это тоже часть нашего уникального генетического набора.

В чем особенность этой важной части? В том, что она достается нам исключительно по материнской линии. И не удивительно, если сравнить размеры сперматозоида и яйцеклетки - в последней копий митохондриальных ДНК на несколько порядков больше.

Митохондриальная ДНК и болезни

К сожалению (а для эволюции - к счастью), митохондриальные ДНК подвержены мутациям даже больше, чем ядерные. Так что у человечества существует целый спектр врожденных заболеваний, связанных с этими генетическими поломками, и все они передаются только от матери детям. В России, например, ежегодно рождается около 350 детей с заболеваниями, вызванными митохондриальными мутациями.

Именно такая грустная история случилась с родителями первого «малыша трех родителей» - семейной парой из Иордании. Два их ребенка умерли от болезни Лея - сложного нейрометаболического синдрома, поражающего центральную нервную систему; один малыш не дожил даже до года, второй скончался в шесть лет. Единственную надежду обзавестись здоровым потомством родители связывали с новыми технологиями, и, конечно, их ребенок должен был быть мальчиком, чтобы прервать порочную цепь передачи митохондриальных мутаций.

История «детей от трех родителей» - от идеи до практики

Итак, как вы уже поняли, ядерная ДНК, которая, собственно, и определяет основную часть наследственности, и у мамы, и у папы в порядке. Проблема только в окружении ядра яйцеклетки, где находится множество митохондрий, несущих опасную генетическую поломку.

Как именно решить проблему было ясно уже 50 лет назад - теоретически это сделал еще в середине шестидесятых нобелевский лауреат Джон Гёрдон. Правда, сперва идея заключалась в цитоплазматическом донорстве, то есть в яйцеклетку матери подсаживали «здоровые» митохондрии женщины-донора.

В середине 90-х эту процедуру активно практиковали в США - группа Жака Коэна провела более 30 подсадок митохондрий во время ЭКО! Недостаток этой методики очевиден: непонятно, каких митохондрий в итоге в яйцеклетке окажется больше, и кто из них «победит» в итоге. Однако работу его лаборатории закрыли не поэтому, а по этическим соображениям. Хотя от женщины-донора вносилось не более десятой доли процента генетического материала, все же возникала некоторая неразбериха - кто все-таки мама?

И все же неизбежность новой технологической эры была очевидна для всех. И в феврале прошлого года британский парламент, правда, при значительном числе голосов «против», все-таки узаконил митохондриальное донорство!

И не удивительно; во-первых, именно эта страна - родина «детей из пробирки». Во-вторых, именно там работает Дуглас Тернбул , разработавший один из новых вариантов митохондриального донорства.

Итак, в «британской» версии, специалисты работают с двумя оплодотворенными яйцеклетками: женщины донора и будущей мамы. Врачи должны точно отследить момент, когда ядра сперматозоида и яйцеклетки еще не слились, и первого деления не произошло. После этого ядра из донорской яйцеклетки удаляются, а ядра половых клеток будущих родителей туда подсаживаются. Дальше - стандартный протокол ЭКО.

«Слишком сложно», скажете вы и будете правы. В лаборатории Шухрата Миталипова в США (между прочим, ученый родился в Алма-Ате в 1961 году, отучился в Тимирязевской сельскохозяйственной Академии в Москве, затем - в аспирантуре Медико-генетического научного центра РАМН. Докторскую диссертацию защитил в Институте генетики человека Медико-генетического научного центра Академии медицинских наук РФ и только после этого в 1995 году уехал в США, где прославился первым клонированием примата. Грустно…) предложили не менее эффективную методику. Там ничего заранее не оплодотворяют, а хромосомы одной яйцеклетки переносятся в другую (в виде веретена деления, а не цельного ядра). И только потом происходит оплодотворение.


Разница между двумя методами заключается еще и в том, что в США процедура митохондриального донорства для человека только проходит процедуру одобрения.

Первый сын двух матерей

И вот впервые в Мексике на свет при помощи команды американских исследователей и американской же женщины-донора появился ребёнок, который абсолютно точно унаследовал ДНК трех человек. Почему в Мексике? Потому что в этой чудесной стране можно практически все, и для жителей США «медицинский туризм» в соседнюю страну за дешевыми пластическими операциями уже в порядке вещей. Конечно, сейчас речь шла не об экономии (как вы понимаете, родители «экспериментального» ребенка - люди состоятельные), а о законности всего предприятия.

Выгода доктора Джона Чжана, директор Центра оплодотворения «Новая надежда» (New Hope Fertility Centre) тоже очевидна: создать прецедент - значит моментально стать лидером в отрасли, которая не сегодня - завтра выйдет на международный рынок, он уже готовится представить свои результаты на встрече Американского общества репродуктивной медицины.

Ну а пятимесячный мальчик, как уже подтвердили многочисленные обследования, совершенно здоров и, несомненно, прославится так же, как Луиза Браун, первый ребенок из пробирки. Готовы мы или нет, но будущее уже наступило!

Генетики США заявили, что у них все готово к началу экспериментов по созданию человеческих эмбрионов с ДНК от трех родителей. Комиссией управления по санконтролю уже дано разрешение на проведение подобных опытов. По словам медиков трое родителей необходимы для того, чтобы заменить в эмбрионе человека патологические митохондрии, из-за чего у женщины рождается нездоровое потомство.

Ученые намерены использовать в экспериментах трех доноров – двух женщин и мужчин, которые и станут родителями будущего ребенка. По словам исследователей, данная методика поможет человечеству избавиться от некоторых генетических заболеваний.

Ген включает наследственную всю информацию о человеке и расположен в хромосомах и митохондриях, при этом митохондрии передаются исключительно по линии матери. Именно по этой причины генетики намерены заменить их только в мужских эмбрионах, что позволит в следующих поколениях избежать проявления ДНК третьего родителя. У ребенка 0,1 % генов будет принадлежать третьему родителю, но, несмотря на это, он будет считаться рожденным от трех человек – двух матерей и одного отца.

В прошлом году подобные опыты были одобрены палатой общин в Великобритании. По словам ученых, данная методика необходима женщинам, у которых наблюдается митохондриальная болезнь, в результате чего они не могут родить здорового малыша.

СМИ сообщают, что к данной работе ученых уже проявили интерес лесбиянки, гомосексуалисты, бисексуалы и трансгендеры.

Но чтобы начать эксперименты, одного разрешения комиссии управления по санконтролю недостаточно. Согласно Федеральному закону США исследования подобного характера запрещены, также против подобных опытов комиссия по биоэтике, в которую входят представители различных религиозных вероисповеданий. Кстати, подобные работы запрещены и по исламским нормам, единственное исключение составляет искусственное оплодотворение , когда женщина по состоянию здоровья не может забеременеть естественным способом, при этом, мужчина и женщина должны состоять в законных отношениях долгое время.

Православные представители также против данных экспериментов, кроме того, суррогатное материнство также находится под запретом у православных, поскольку организм женщины, подготавливаясь к материнству, претерпевает огромнейшие изменения. За время беременности женщина начинает привязываться к новой жизни в внутри неё, начинает любить ребенка, находящего у неё в животе, все эти изменения невозможно измерить даже самыми современными медицинскими инструментами.

Но в США за последние годы сфера материнства и планирования семьи претерпела сильные изменения и отношение к этому стало более потребительским, т.е. рождение ребенка оценивается со стороны полезности.

К слову в США действовала вполне на законных основаниях организация, которая занималась продажей органов нерожденных малышей, при этом все финансировалось из федерального бюджета. Рассекретил «черную» работу организации активист Дэвид Далейден, которому за излишнее любопытство грозит 20 лет тюремного заключения.

Некоторые эксперты не исключают, что новые генетические опыты с тремя родителями проводятся немного с иной целью и могут закончиться созданием нового предприятия, приносящего высокий доход.

Врачи и ученые давно мечтали о том времени, когда можно будет «выключать» дефектные гены в ДНК человека. И сегодня мы стали на шаг ближе к фантастическому будущему без наследственных болезней.

Наука сделала очередной значительный прорыв. В Мексике родился ребенок, родителями которого стали сразу три человека : биологические мать, отец и женщина-донор, которая подарила малышу здоровый ген вместо поврежденного . Он был успешно встроен в ДНК ребенка еще на стадии зарождения эмбриона.

Первый в мире ребенок с тремя «родителями» появился на свет еще весной этого года, но только сейчас ученые смогли отрапортовать об успехе эксперимента, - когда стало ясно, что младенец развивается нормально.

У матери ребенка обнаружили наследственный ген, вызывающий болезнь Лея - тяжелое поражение нервной системы у младенцев. Два первых ребенка пары умерли в младенческом возрасте и родители решили обратиться к американским ученым, чтобы те помогли родить им здорового наследника .

Поскольку опыты по использованию доноров ДНК в качестве третьего «родителя» официально разрешены только в Великобритании, команда ученых из Нью-Йорка под руководством Джона Жанга решила проводить эксперимент за ближайшей границей - в Мексике.

Семье (гражданства Иордании) - был предложен вариант замены генов, при котором ядро яйцеклетки матери (где находится поврежденный ген) заменяется ядром яйцеклетки здоровой женщины-донора . Затем такая «исправленная» яйцеклетка оплодотворяется и подсаживается матери.

Сейчас младенцу уже 5 месяцев. Он здоров - в его ДНК лишь 1% генов, отвечающих за развитие синдрома Лея, тогда как сама болезнь развивается при наличии 18% дефектных генов.

Ученым предстоит тщательно следить за здоровьем и развитием ребенка. Но уже сейчас американских исследователей поздравляют с успехом их коллеги по всему миру.

Их эксперимент означает то, что в будущем можно будет исключить все генетические болезни, от которых сейчас нет панацеи , - как были обезврежены в свое время чума и холера.

Одновременно в развитых странах продолжаются дебаты касательно «этичности» проведения таких генетических экспериментов. Сами Жанг и его коллеги считают просто: «То, что спасает жизни людей - этично».

Фотографии в тексте - DepositPhotos.

В новостях только и говорят о рождении первого ребенка посредством весьма спорной генетической техники, при помощи которой, возможно, удастся избежать передачи потенциально смертельного наследственного заболевания. Помимо непосредственного расширения предела возможностей методом экстракорпорального оплодотворения, эта техника получила известность, поскольку она позволяет ребенку иметь сразу троих генетических родителей. Сообщают, что маленький мальчик, зачатый подобным образом, родился 5 месяцев назад, непосредственно само зачатие было произведено в Мексике специалистом из Нью-Йорка ввиду менее жестких правил относительно манипуляций с человеческими эмбрионами в этой стране, нежели чем в Соединенных Штатах, где отказались дать разрешение на проведение эксперимента.

До сих пор нам известны не все подробности. В «New Scientist» было опубликовано , доктора Джона Чжан, из Центра «Новая надежда фертильности» в Нью-Йорке, держащего на своих руках новорожденного, который и рассказал историю семьи этого ребенка. Супруги потеряли двоих старших детей от митохондриальной болезни, очень редкого состояния, вызванного дефектом в ДНК митохондрий — органеллах, которые обеспечивают клетки организма энергией. Младенцы наследуют митохондриальную ДНК от матери, и если мать является носителем мутации в этой ДНК, большое разнообразие опасных для жизни состояний могут просто убить новорожденных.

Чжан, как сообщалось, использовал метод, называемый прицельным переносом ядра, при помощи которого возможно создать сразу пять человеческих эмбрионов. Способ включает в себя удаление ядра – и соответственно большую часть ДНК из одной яйцеклетки матери, и введение этого ядра в яйцеклетку донора, лишенную собственного ядра. Результатом является яйцеклетка с митохондриальной ДНК от здорового донора и ядерной ДНК от матери. Пять донорских яйцеклеток, приготовленных таким образом, были оплодотворены спермой мужа, но только один из эмбрионов имел нормальное число хромосом. Этот эмбрион и был подсажен в организм матери.

Чжан согласился дать дополнительное интервью («Для нас важно желание пациента» поясняет сотрудник отдела маркетинга клиники «Science»)& Но многие ученые были обеспокоены способом, которым команда Чжан сообщила о разработке, а также тот факт, что эксперимент имел место в условиях ничтожно малого надзора.

В дополнение к тому, что было опубликовано в «New Scientist», еще одним источником информации является , посвященная деталям переговоров, которые планируются на октябрьском заседании Американского общества репродуктивной медицины. Согласно аннотации, в 3 месяца здоровье ребенка не вызывало никаких опасений, но тем не менее пораженная митохондриальная ДНК матери все же сохраняется примерно в 1%-2% исследованных на наличие патологии клетках организма новорожденного. Тем не менее у этого ребенка нет никаких клинических проявлений синдрома Лея – заболевания, которое уже убило его брата и сестру.

Ограниченная информация в статье оставила большое количество вопросов. «Сейчас это просто «мы сделали это, именно то, что от нас ждали», — говорит Дитер Эгли, биолог, занимающийся изучением стволовых клеток в Колумбийском университете. Без ответа остаются вопросы наличия и реакции этического комитета на процедуру экстракорпорального оплодотворения. (В статье упоминается о том, что Совет после обзора проблемы одобрил эксперимент, не уточняется лишь тот факт, где именно это произошло – в Мексике, или где-то еще), какое дальнейшее медицинское наблюдение получит ребенок, впервые ли группа исследователей использовала данную технологию, и будут ли еще подобные попытки. «Эти и другие важные вопросы остаются без ответа, потому что эта работа не была опубликована, следовательно остальная часть научного сообщества не смогла детально её рассмотреть» — пишет Душко Илич, научный журналист, специализирующийся по стволовым клеткам в Королевском колледже Лондона — «крайне важно, что бы это произошло в ближайшее время».

Норберт Гляйхер, специалист по фертильности в Центре репродукции человека в Нью-Йорке, сообщает, что решение команды Нью-Йорка о работе в Мексике — вполне ожидаемо, учитывая все препятствия попыткам такого эксперимента или даже подачи заявки на утверждение предложения в Соединенных Штатах. Гляйхер рассказывает, что однажды он искал встречи с Ассоциацией лекарственных препаратов США, чтобы обсудить методику замены митохондриальной ДНК для пациентов страны , в том числе в качестве средства для лечения бесплодия. «Мы даже не смогли попасть на прием», — признается он.

Соединенное Королевство, также как и Американская Национальная академия наук , дало свое подтверждение возможности существования теории митохондриальной передачи, в целях предотвращения болезни. Однако в Соединенных Штатах Конгресс запретил Ассоциации лекарственных препаратов какие-либо экспериментальные методы лечения. «Ситуация регуляции чего-либо в Соединенных Штатах — это нечто, что не имеет никакого смысла», говорит Гляйхер — «Вы сами являетесь свидетелями того, какие мы имеем результаты – по сути, это эксперимент, который движется вперед без всякого присмотра».

Эгли соглашается. «Для меня важно, чтобы регулирующие органы, такие как Ассоциация лекарственных препаратов тоже двигались вперед», сказал он. «Ведь тогда это могло бы быть сделано и учеными группами Соединенных Штатов, у которых за плечами много лет и даже десятилетий исследовательского опыта».

Клинический эмбриолог Жак Коэн из института репродуктивной генетики в Ливингстон, Нью-Джерси, который как раз и дал совет команде Чжан на тему того как лучше решить регуляторные вопросы, отстаивает свое решение выполнить процедуру в Мексике ввиду наличия ограничений со стороны США. «Просто потому, что это было сделано в Мексике не означает, что это было сделано без этического взгляда на проблему», говорит Коэн, который сам вел неоднозначные эксперименты в области рождаемости в 1990-е годы, связанные с перемещением цитоплазмы, в результатах которых младенцы также имели троих генетических родителей.

Чжан совсем не новичок в технике модификации эмбриона. В 2003 году он уже делал что-то подобное в Китае, перемещая ядро из одной яйцеклетки в другую, хотя и в этом случае яйцеклетка также была оплодотворена. Новость была опубликована, в том числе и в «The New York Times» , но исследовательская работа, описывающая этот эксперимент, появилась только в прошлом месяце, в «inReproductive BioMedicine online». В результате эксперимента 30-летняя женщина забеременела, но оба её близнеца умерли еще до рождения.

В 2009 году группа под руководством Шукрат Миталипов из университета Орегона «Здоровье и Наука» в Портленде, возродила дебаты о митохондриальной заместительной терапии в связи с получением успешных результатов у макак. Как и другие, Миталипов с тревогой высказался в своем заявлении в «Science» о том, что отчаявшиеся родители просто вынуждены были уезжать в страны с меньшим контролем. Он приписывал контроль Конгрессу, который препятствует Ассоциации лекарственных препаратов в разрешении процедуры митохондриальной замены.