«Тарас Бульба» – описание степи. Картины русской природы в произведении Н.В

Уроки развития речи в рамках изучения как литературы, так и русского языка, мне кажется, должны отличаться разнообразием приемов работы с произведением писателя и содержать алгоритм работы над текстом, создаваемый самими учениками. В процессе обучения усваивается именно этот алгоритм, различные способы чтения и анализа авторского текста помогают его лучше понять и убедительно высказать свое суждение по тому или иному вопросу.
В период подготовки старшеклассников к ЕГЭ радуешься каждой мелочи, которая может пригодиться в работе. Может быть, этот урок или сама идея урока тоже пригодится кому-нибудь.

Е.В. ЛОБКОВА,
Петропавловская средняя школа,
Челябинская обл.

Описание степи в произведениях Гоголя, Тургенева, Чехова

Подготовка к написанию сочинения-рецензии

Цель: воспитание грамотного, квалифицированного читателя.

Задачи:

1) углубить представления учеников о комплексно-сравнительном анализе текста, познакомить с приемами работы над художественным текстом (описанием);
2) развивать умение определять идею текста, анализируя средства выразительности, используемые в нем, и аргументированно излагать ее в самостоятельно созданном тексте;
3) воспитывать бережное отношение к слову автора.

Оборудование: репродукции картин художников, изображающих степь; мегафон, распечатки отрывков.

ХОД УРОКА

1.

Прослушивание фрагмента народной песни «Степь да степь кругом».

2.

Ученики читают стихи о степи А.Кольцова, И.Бунина, С.Есенина.

3. Объявление темы урока

Степи без конца и края, ровные, скучные, раздольные, волнистые, холмистые... Степь, словно живое существо, меняет свои наряды. Разные поэты – разное восприятие степи.

На сегодняшнем уроке в центре внимания будут прозаические тексты Гоголя, Тургенева, Чехова, описывающие степь.

4. Работа с текстами

I. Описание степи у Н.Гоголя («Тарас Бульба»)

Выразительное чтение отрывка

Степь чем дальше, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство... до самого Черного моря было зеленою, девственною пустынею... Ничего в природе не могло быть лучше; вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов... занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще... Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вот она пропала в вышине, только мелькнет одною черною точкою; вот она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..

Беседа по тексту

Учитель. Какое настроение автора передает текст?

Ответы учеников:

– Настроение, конечно, радостное, недаром описание завершается восклицательным предложением.

Учитель. Какими словами рассказчик передает радость, восхищение степью?

Ответы учеников:

– Сначала Гоголь определяет степь как пространство земли. А затем прибегает к метафорам: степь – зелено-золотой океан, синие волны воздуха, брызнули по океану...

– Необозримость степи подчеркнута фразой: брызнули миллионы разных цветов.

– Степь у Гоголя особенная: она живет, дышит, шумит.

Учитель. Какими языковыми средствами это передается?

Ответы учеников:

– В тексте много глаголов, они передают движение и помогают нарисовать «живую» степь: ястребы стояли, крик гусей отдавался, чайка подымалась и купалась .

– Прямой порядок слов перемежается инверсией: брызнули миллионы разных цветов, стояли ястребы, подымалась чайка .

– Автор использует гиперболу: вся поверхность земли представлялась океаном, миллионы цветов, тысячи птиц, туча гусей; среди многообразия цветов – один колос; среди тысячи птиц – одна чайка. Все до мелочей стремится видеть писатель.

– В тексте встретился повтор: неподвижно стояли... неподвижно устремив; сравнение: чайка мелькнула черною тучкою.

– Картина степи озвучена тысячью птичьих свистов, криком диких гусей.

– Атмосферу шуршания в степной траве и движения в степном небе создают также глухие и шипящие звуки: [с], [ч], [ф], [ш].

– Вся степь у Гоголя какая-то сказочная, и он восторгается этой сказкой: Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..

(Некоторые преподаватели не склонны задавать вопросы о художественной изобразительности средств при анализе текста, т.к. это разбивает всеобщее восприятие картины. Но в классе всегда есть слабые ученики, на которых приходится ориентироваться.)

Учитель. Почему Гоголь так восхищен степью? Для ответа на этот вопрос вспомните содержание произведения.

– Степь у него не сама по себе, а символ Родины. А она прекрасна. И Гоголь создает великолепную, дорогую и милую сердцу каждого человека картину.

II. Описание степи у И.Тургенева («Лес и степь») Выразительное чтение отрывка

Далее, далее!.. Пошли степные места. Глянешь с горы – какой вид! Круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни бегут узкие дорожки... Но далее, далее едете вы. Холмы все мельче и мельче, дерева почти не видать. Вот она наконец – безграничная, необозримая степь!..

(Анализ этого отрывка сильные ученики подготовили заранее.)

Ответы учеников:

– Книга И.Тургенева «Записки охотника» завершается картинами природы. Данная в разное время года (весна, лето, осень), она символизирует вечное обновление жизни.
В этом отрывке ощущаешь себя спутником писателя: едете вы, глянешь с горы. Удивляет, что у Тургенева есть такая же метафора, что и у Гоголя, – сравнение холмов с разбегающимися волнами. Видимо, эта необозримость, необъятность степи рождала и будет рождать еще не раз ассоциации с морской стихией.

– В остальном степной пейзаж кажется у Тургенева более реалистичным и конкретным: холмы, овраги, небольшие рощи, узкие дорожки. Эта реалистичность, может быть, достигается тем, что читатель вместе с писателем осязаемо видит и чувствует степь. Именно поэтому в тексте почти отсутствуют тропы. Ведь Тургенев – это мы. И нам порою только кажется, что холмы разбегаются, овраги вьются, рощи разбросаны, дорожки бегут (олицетворения).
Как и у Гоголя, тургеневская степь полна движения. В тексте особый синтаксис: длинные бессоюзные предложения. Такие же длинные, монотонные, как сама дорога в степи. Отсюда и повторы: далее, далее... и вновь в степь далее и далее .
У Тургенева при взгляде на степь – тоже восторг: какой вид!; безграничная, необозримая степь!
Сравнивая два отрывка, можно сделать вывод. Образным может быть язык писателя, и образность языка писателя у каждого своя, она индивидуальна. Однако у каждого писателя вовсе не всякий образ свой, неповторимый, как раз чаще всего повторим (как образ степи), но дан в своей особой ситуации, в своем особом употреблении.

(Не прошу класс добавить чего-либо к этому анализу, в данный момент это не нужно делать.)

Учитель. В 1888 году Чехов создает произведение, которое он рассматривает как «пропуск в большую литературу», – повесть «Степь». Предметом чеховских размышлений становится судьба Родины в целом и на этом фоне – судьба отдельного человека. Ребята, вам, наверное, не кажется странным, что мы сегодня, говоря об образе степи, несколько раз уже повторили слово Родина .
В «Степи» обозначена одна из важных сторон чеховского мироощущения – стихия природного мира, являющая собой идеальный образ гармонии, противопоставленный скучному миру людей. Повесть организуют две сюжетные линии: жизнь природы и жизнь человека. Пейзаж в этом произведении и становится самостоятельным сюжетом. Он демонстрирует представление автора о полной, осмысленной и гармоничной жизни.

III. Описание степи у А.П. Чехова. («Степь»)

Выразительное чтение отрывка

Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается...
Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издалека похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы... и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой... в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы...
Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку... неожиданно послышалось тихое пение. Где-то неблизко пела женщина, а где именно и в какой стороне, трудно было понять...
Но прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид.
Трава поникла, жизнь замерла. Загорелые холмы, буро-зеленые, вдали лиловые, со своими покойными, как тень, тонами, равнина с туманной далью и опрокинутое над ними небо, которое в степи, где нет лесов и высоких гор, кажется страшно глубоким и прозрачным... Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер, с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, на дороге спирально закружилась пыль, побежала по степи, и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, черным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце. По степи вдоль и поперек, спотыкаясь и прыгая, побежали перекати-поле...
Вдруг рванул ветер... Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем; тотчас же загремел гром... Раздался новый удар, такой же сильный и ужасный. Небо уже не гремело, не грохотало, а издавало сухие, трескучие, похожие на треск сухого дерева звуки...
По дороге текли ручейки и прыгали пузыри...

Диалог двух групп

(Анализ отрывка построен на диалоге двух групп. Одна из групп получила задание составить вопросы для лингвистического анализа отрывка, другая внимательно прорабатывает текст. На уроке звучат вопросы и ответы, учитель только при необходимости вносит поправки.)

– Чьими глазами мы видим степь?

– Как воспринимает степь Егорушка?

– У Егорушки детское восприятие мира, похожее, может быть, на сказку, а может, на игру. У него ветряная мельница – маленький человечек, размахивающий руками; чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем (а не молнией); перекати-поле бегут, спотыкаясь и прыгая; в дождь по дороге прыгают пузыри...

– Степь у Чехова живет своей жизнью и развивается по своим законам. Продемонстрируйте это примерами из текста.

– Июльская степь на глазах ехавших меняется несколько раз: вот она широкая и величественная, улыбающаяся; то вдруг обманутая степь замирает; то поднимает ропот, все кружит и затуманивает солнце.

– Разноликая степь – величественная и просторная, страшная и не всегда понятная. А происходит это потому, что дается в разных восприятиях – автора и его маленького героя.

(Группа, задающая вопросы, имеет свои варианты ответов.)

– Мы хотим добавить. Перед нами утренний пейзаж и переход к дневному зною; картина томительного дневного зноя, когда время точно застыло и остановилось , вечерний пейзаж дан на фоне приближающейся грозы.

– В чеховском отрывке мы также отмечаем и олицетворения, и метафоры: роса испарилась, воздух застыл, трава и бурьян подняли ропот, чернота дыхнула белым огнем ...

– Есть лирические и изобразительные эпитеты: широкая, бесконечная равнина (изобразительные), обманутая степь, загорелые холмы (лирические).

– Конечно, у каждого писателя свои художественные средства. Но что отличает чеховскую степь от гоголевской и тургеневской? Что это за особенность?

– Нам кажется, что у Чехова степь по-особому одухотворена: сбросила полутень, улыбнулась и засверкала росой . Солнце над ней, как хозяйка по утрам, тихо, без хлопот принялось за свою работу. Так и хочется нарисовать степь капризной девушкой. И все потому, что она так часто меняет свой нрав.

– Степь становится действующим лицом, живым человеком.

– Чеховская «Степь» напоминает лирическую прозу.

– Автор использует приемы аллитерации и ассонанса. В первом абзаце отрывка очень много звуков [с], [ш], [х], [ц]. Это звуки, передающие глухой стук колес телеги, ехавшей по степи. Монотонность повторяющихся шипящих звуков: едеш ь-едеш ь и не разбереш ь – передает чувство скуки и надоедливости дороги.

Во втором абзаце обилие звуков [о], [а] рождает напевность, мелодичность. Эта музыкальность в природе сливается с реальной бытовой картиной: где-то неблизко пела женщина, а где именно и в какой стороне, трудно было понять...

– Когда все больше вчитываешься в текст, прислушиваешься к его звукописи, то удивляешься: как она помогает точно нарисовать картину.

Посмотрим, как Чехов рисует приближение грозы: Вд руг рв анул в етер ... Чер нота на небе р аскр ыла р от и ды хнула белым ог нем; тотчас же загр емел гр ом... Прочитали? Почувствовали, как на вас накатывает гроза? А помогли это почувствовать сочетания звуков: [др], [рв], [р], [г], [гр]. Все это происходит потому, что фонетический, звуковой уровень мы воспринимаем слухом: чтобы уловить аллитерацию на [р], [г], нет даже надобности знать язык, на котором писал Чехов, это и так слышно.

5. Сравнение описаний степи. Выводы

– Если бы у вас в руках были краски, то какие цвета вы бы использовали, рисуя степь Гоголя, Тургенева, Чехова?

– Гоголевская степь яркая. Отрывок пестрит прилагательными цвета: зеленый, зелено-золотой, синий, черный . А цветов миллионы! Вот где буйство красок!

– У Тургенева степь скупа на краски. Рисуя тургеневскую степь, цвета надо додумывать. Скорее здесь будет преобладать цвет засеянных (желтый) и распаханных (черный) земель. Небольшие рощи будут написаны редким зеленым цветом.

– Ярко-желтый, лиловый, буро-зеленый цвета появились бы на картине, изображающей чеховскую степь.

Учитель. Сравнив отрывки, постараемся сделать выводы.

Ответы учеников:

– У каждого большого писателя даже при общности художественных образов, сравнений, метафор, при всем сходстве ассоциаций возникает своя индивидуальная картина степи, выраженная по-своему.

– Разные писатели, разное время, разные литературные пристрастия, но язык един. Получаешь эстетическое удовольствие от такого русского языка.

6. Домашнее задание.

Напишите сочинение-рецензию по любому из отрывков.

ТВОРЧЕСТВО

ШКОЛЬНЫЕ СОЧИНЕНИЯ

Анализ описания степи в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"

Ой, ты, степь, широкая,
Степь раздольная…….

Степь да степь кругом,
Путь далек лежит……..

Огромный и бесконечный степной простор, вольный и безграничный, как казачья душа, представляет читателю Н В Гоголь. В небольшом отрывке повести "Тарас Бульба" великий русский писатель мастерски создает высокохудожественный словесный портрет степи; ее географию (..все то пространство, которое составляет нынешняя Новороссия, до самого Черного моря,……), биологию (растительный и животный мир), цвета, запахи и звуки. Н.В. Гоголь действительно пишет портрет, так как степь представляется огромным живым существом, пробуждающимся, бодрствующим, отходящим ко сну, дышащим, меняющим цвет и состоящим, с свою очередь, из совокупности миллионов и миллионов других живых организмов. Дитя плодородной матери-земли и животворного отца-солнца степь величественна, юна и первобытна: "девственная пустыня", не тронутая рукой человека, являющая собой "зеленый океан", вытаптывать который, могли одни только кони.
Будучи великим мастером художественного слова, Николай Васильевич предстает перед читателем не статичным живописцем, а художником-оператором, предлагающим вниманию зрителя вначале общий план, а затем отдельные детали пейзажа; переводит объектив камеры с одного предмета на другой, с земли на небо и обратно, подчеркивая единство красот природы.
Степь зелено-золотая с брызгами разноцветных цветов днем, к вечеру приобретает темно-зеленый окрас и курится благовонием. Дикие травы, цветы и озера - хлебосольный дом для птиц, зверей и насекомых, наполняющих жилище свое музыкой разнообразных звуков. Птицы, обитатели стихий земли и воздуха, частые гости пейзажа: "неподвижно стоящие ястребы", "туча гусей", "чайка, купающаяся в синих волнах воздуха", "темная вереница лебедей" Вечером разноцветье степи уступает место разноцветью неба изголуба-темному с широкими полосами розового золота и белыми клоками облаков. Темная степь, усыпанная светящимися червями, подобна небу, усеянному яркими звездами.
Думаю, Н.В.Гоголь дает столь изумительное описание украинской степи не только потому, что сам испытывает трепет и восторг от этой картины, но и для более полной характеристики героев своей повести: широта степи - широта казачьей души, природа степи - природа казачества, многоцветье степи - многоцветье образов, зарево далеких пожаров в ночном небе - трагическая развязка повести. Степь для автора - образ горячо любимой Родины, могучей и прекрасной, величественной и безграничной, символ родной земли, плодородной и щедрой, способной рождать травы, как леса, людей, мужественных и отважных, как былинные витязи, характеры, непреклонные и твердые, как скала.

Описания степи Н.В.Гоголем необычайно поэтично, похоже на стихи в прозе. Текст изобилует массой художественных литературных приемов, помогающих созданию столь впечатляющей картины.
Внешний облик степи соткан из множества определений цветов и их оттенков: зеленый, золотой, синий, изголуба-темный, серебряно-розовый и т.д.. Восхищение степью автор передает с помощью прилагательных сравнительной степени ("прекраснее", "не могло быть лучше") и восклицания ("..Черт вас возьми, степи, как вы хороши!")
Сравнения ("..ветерок, как морские волны", "крик лебедя, как серебро", "..вереница лебедей…-….красные платки", "..кони, скрывшиеся в них /диких растениях/, как в лесу,.."), помогают читателю создать яркий визуальный ряд.
Изобилие метафор (".. волны.. растений..", " ..брызнули миллионы.. цветов", " ..колос пшеницы наливался..", " ..воздух наполнен /птичьим свистом/..", " ..чайка купалась.. в волнах воздуха.."), олицетворений ("солнце выглянуло", "сердца встрепенулись", "дремлющий слух"), эпитетов ("пестрое пространство", "розовое золото", "обольстительный ветерок", "легкие прозрачные облака", "серебряно-розовый свет") помогают представить степь живым существом.
Но более всего Н.В.Гоголю удается передать "музыку степи", ее нетрудно услышать, прочитав описание вслух.
С и С, коими изобилует текст - основной фоновый звук колыхающихся трав,
Ш и Ч - шуршание растений на ветру,
З и З - основной звук, издаваемый насекомыми(комары, осы, пчелы)
Довольно редко встречающиеся Ж - мохнатый и основательный шмель.
В многочисленных звукосочетаниях С Т, С Р, С Т Р, - сложно не уловит стрекотание кузнечиков и цикад.

Наш мир, созданный для любви и красоты, сотрясают войны, уродует вражда и ненависть и все это происходит на фоне прекрасного и бесстрастного пейзажа, созданного природой и гением великого русского писателя Н.В. Гоголя.

Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» - удачное сочетание и переплетение прозы и лирики. Описание природы, переживаний героев и жестоких сражений передают основную идею произведения, которая заключается в любви русских людей к своей Родине. Природа – это не просто пейзаж, а живой персонаж, действующее лицо произведения, отражающее духовные переживания героев повести.

Во второй главе читатель встречает описание украинской степи. Старый козак отправляется в Запорожскую Сечь, едет он в сопровождении своих сыновей. Мысли, не покидающие головы героев, формируют образ каждого персонажа. Так Тарас вспоминает об ушедшей молодости, давних товарищах, живы ли они, его старший сын, добрый и прямодушный Остап, занят воспоминаниями о прощании с матерью (слезы женщины глубоко тронули его), а вот юный Андрий думает о прекрасной полячке, которую встретил когда-то в Киеве, да и видел то ее всего три раза. По описанию мыслей читатель сразу понимает характер каждого героя.

Представшая пред глазами степь заставляет забыть героев беспокоившие их мысли, «сердца их встрепенулись, как птицы». Великая могущественная природа находит отклик в душе каждого героя, настолько отличающихся друг от друга.

Автор искусно и живописно прописывает каждую деталь пейзажа. Степи вольные, степи широкие отождествляются с независимым с силой, волей и характером запорожцев. Каждый цветок, каждый листик дышат необъятным простором и свободой. Однако, герои не могут главенствовать над природой, это степь позволяет им находиться радом с ней, позволяет любить себя.

Первозданная природа, которой не касался плуг, а лишь топтали копыта лошадей полностью поглотила героев повести. Пред нашими глазами предстает запорожская степь, такая сказочно красивая и такая необычайно разная днем и вечером. Дневная степь - это зелено-золотой океан, украшенный миллионом красок и оттенков всевозможных цветов, вечером степь меняет свой облик, одеваясь в золотой наряд. Воздух, наполненный днем пением птиц, тоже меняет свой музыкальный наряд – сверчки, кузнечики исполняют свое ночное соло. Гоголь настолько живописно описывает вечернюю степь, что кажется, чувствуешь запах благовоний и сомнений не остается - степь живая!

Вариант 2

Степь представляет собой, если возможно так выразиться, естественное пространство обитания казаков. Речь идет не только о фактическом пребывании в степи, как известно, и Тарас Бульба и многие остальные казаки, если не были в Сечи, то имели собственные хутора. Речь идет о созвучии самого степного пространства душе казака, вольный простор, который насыщен красотой – именно таково внешнее отражение внутреннего мира казака.

Гоголь описывает степь чутко и с любовью, подобно тому, как пишут о красоте девы. Хотя, ведь красота никогда не меняется, и мы видим только разные формы одного содержания, выражаются ли они через привлекательное лицо или безграничный простор степных трав.

Условно Гоголь разделяет описание степи на две части: дневную и ночную. В самой степи непрерывно скачут казаки, которые и любуются всей этой красотой, они являются и частью степи и созерцающими. Они естественным образом дополняют данное пространство, так как являются его исконной частью.

Отличительными чертами степи являются: простор и отсутствие леса, только высокая трава, в которой обитает огромное количество разнообразной живности; девственность, то есть непаханность, в степи бывают только кони и другие животные, но никогда не бывал плуг; благовонность и красота, днем степь светится яркой изумрудностью и оглашается пением самых разнообразных птиц, а под вечер начинает источать приятное благовонное марево от различных трав. Таким образом, степь представляет собой удивительное пространство, в котором красота выражается в самых разных формах. Данное пространство не затронуто простым трудом, оно свободно от обыденности и всего подобного.

Интересным является довольно частое упоминание автором птиц, которые обитают в степи. Такое упоминание тем интереснее, если учитывать зачин этой части произведения, в котором (в зачине) души казаков сравниваются с птицами, которые встрепенулись после пробуждения и сбросили с себя смутные ощущения и сонливость. Вероятно, тут птицы во многом выступают как символ свободы и как отражение казачьего духа и бытия самих казаков, которые бороздят пространство степи, когда птицы бороздят пространство небес.

Вернемся к сравнению описания степи с описанием красивой девушки. В одном из начальных абзацев Гоголь будто захлебывается немного в собственном расхваливании и смаковании красот степи и просто восклицает: «Черт вас возьми, степи, как вы хороши!». Такой простодушный возглас в действительности подчеркивает сколь велика красота степи, которую даже трудно описать словами, а если и описывать, то никаких слов не хватит.

Сочинение Описание степи в повести Тарас Бульба

Изображение в произведении степной запорожской равнины является способом применения писателем художественного приема, заключающегося в представлении природного начала в качестве живого организма, включенного в сюжетную линию повести, а также несущего существенную фоновую смысловую нагрузку.

Описание степного пространства изображается писателем в виде пейзажа-настроения в сочетании с реалистичными оговорками, отличающимся богатыми, яркими красочными зарисовками. Писатель демонстрирует визуализированную текстовую нагрузку, позволяющую вообразить описываемую природные картины, которые чередуются между собой, сменяя акцентную структуру при помощи удивительного звукового мелодичного сопровождения.

Каждая черта изображенного пейзажа описывается автором с мастерской чувственностью и тонкостью, акцентируя красотой словесных выражений, олицетворяя в виде степного образа символа родной свободной земли и вольного простора. При этом автором применяются различные художественные приемы в виде гипербол, метафор, сравнений, эпитетов и живописных олицетворений.

Образ степи используется писателем не только в виде дневного описания природных красот, но и в виде степной равнины на фоне вечернего солнечного заката, передавая внутреннее настроение персонажей произведения, отражая жизненное движение и изменение эмоционального состояния героев. При этом персонажи повести гармонично сливаются с природным пейзажем, принимающим их с любовью и откровенной преданностью, составляя вместе с другими степными обитателями целостное единство. Тем самым писатель подчеркивает истинность народных характеров персонажей, которые искренне любят свою отчизну и способны на ее защиту, даже ценой своей жизни.

Писатель использует в описании степной природы необычайную лиричность, проявляющуюся не только в изображении пейзажа степи, но и сочетающуюся с введением в текст повести образов степных животных, тонко демонстрирующих красочную силу и свободный характер степного пространства.

Легкость и прозрачность мелодичного художественного литературного языка писателя придают природному образу степи невероятную чувственность и неповторимость, раскрывая необъятный простор равнины, рождающей храбрых, сильных запорожцев, обладающих мужественными характерами и огромной жизненной волей.

Повесть «Тарас Бульба» – это одно из самых прекрасных поэтических созданий русской художественной литературы. В центре повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» находится героический образ народа, который борется за справедливость и свою независимость от захватчиков. Никогда еще в русской литературе не отражался так полно и ярко размах народной жизни. Каждый герой повести своеобразен, индивидуален и является составной частью жизни народа.

В своем произведении Гоголь показывает народ не подневольным и покорным, а свободным и гордым, беспощадным к врагам Родины и народа, предателям и изменникам. Герои наделены чувством собственного достоинства, умом, благородством, свободолюбием, способным вытерпеть любые муки во имя Отчизны.

Образ Тараса проникнут суровой и нежной поэзией отцовства. Он является отцом не только для своих сыновей, но и для казаков, которые доверили ему командование. Образ Тараса – один из самых трагичных образов в мировой литературе. Его героическая гибель подтверждает величие борьбы за свободу народа.

В своей повести Николай Васильевич Гоголь не только рассказывает о бесстрашных воинах, но и дает развернутые картины пышной и прекрасной природы. Характерные черты гоголевского мастерства выражены в пейзажных зарисовках. Николай Васильевич Гоголь великолепно живописал природу. «Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою девственной пустынею… Ничего в природе не могла быть лучше. Вся поверхность земли представляется зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов…»

Образ степи для писателя – это образ Родины, сильной, могучей и прекрасной. В описании степи и сказалась прежде всего горячая любовь Гоголя к родной земле, вера в ее силу и могущество, восхищение ее красотой и бескрайними просторами. Привольные, безграничные степи помогают понять характер запорожцев, истоки их героизма. В такой степи могут жить только мужественные люди, гордые, сильные, смелые, наделенные широтой души и щедростью сердца. Степь – родина героев, богатырей-запорожцев.

Пейзаж Николая Васильевича Гоголя очень лиричен, проникнут чувством восхищения и поражает богатством красок. Природа помогает читателю полнее понять внутренний мир героев. Когда сыновья Тараса, распрощавшись с опечаленной матерью, покидают родной хутор, Гоголь, вместо того чтобы показать угнетенное настроение путников, ограничивается фразой: «День был серый, зелень сверкала ярко, птицы щебетали как-то вразлад». Мгновенно раскрывается внутренний мир и состояние души героев. Люди расстроены, они не могут сосредоточиться, все окружающее кажется им лишенным единства и гармонии.

Природа живет у Гоголя такой же напряженной и многогранной жизнью, как и его герои.

При описании осады города Дубно перед встречей Андрия со служанкой прекрасной панночки тоже есть пейзажная зарисовка. «Какая-то духота на сердце», которую чувствует юноша, сопоставлена Гоголем с картиной июльской ночи. Однако восхищения ее красотами нет, а есть ощущение тревоги. Рядом с описанием звездного неба возникает вид засыпающего лагеря запорожцев, и «что-то величественное и грозное», оказавшееся «заревом вдали догоравших окрестностей», как бы предупреждает о надвигающихся страшных событиях.

Пейзаж в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» играет немаловажную роль, скупо, но очень точно обрисовывая место действия и настроения героев.